ЧАСТЬ I: ЗА ГРАНЬЮ ЭТОГО ДНЯ

Можно ли поймать душу?

Что бы вы сделали, если бы захотели вечной жизни? Написали бы добрую, полезную книгу, организовали приют для сирот, начали молиться, зачастили на спиритические се­ансы или, быть может, решили бы провериться у своего вра­ча? А может быть, бессмертие — это просто мечта, которая без остатка растворяется в безжалостном свете разума? Мо­жет быть, это нечто такое, что никогда не наступит? Среди медиков есть люди, утверждающие, что человечество скоро победит смерть, быть может, даже к концу этого века. Впе­чатляет, не так ли? Чтобы освежить память, припомним, что слово «бессмертный» означает «неподвластный смерти». Ины­ми словами, тому, кто бессмертен, умереть невозможно, а ста­нет ли такое состояние благословением или проклятием, за­висит от качества той жизни, о которой мы говорим. Если у человека неизлечимая форма рака, то возможность вечного существования вряд ли будет восприниматься как благосло­вение.

Итак, прежде чем увлечься перспективой бессмертия, которое нас якобы ожидает в ближайшем будущем, надо иметь в виду, что бессмертие, обещанное медициной, не совсем со­ответствует тому, о чем говорится в Толковом словаре, а имен­но: обладание таким бессмертием не будет означать, что «мож­но угнетать тело нездоровыми привычками». Нам напомина­ют, что «как новый автомобиль может разбиться вдребезги, попав в аварию, так и тонкий химический состав человече­ского тела может быть разрушен, независимо от того, идет речь о бессмертии или нет... Если, потворствуя своим нера­зумным привычкам, тридцатипятилетний мужчина умирает от сердечного приступа, дело нельзя поправить благодаря зна­нию каких-то секретов бессмертия. Равным образом эти сек­реты не могут защитить человека от воспаления легких, ту­беркулеза или смертоносной концентрации токсичных загряз­нителей».

Какое-то странное бессмертие, не правда ли? По-видимо­му, речь идет всего лишь о продлении обычного срока жизни. Однако, несмотря на такие ограничения и не слишком впе­чатляющие возможности, один из медиков высказал предпо­ложение, что даже незначительный успех может создать серь­езную угрозу для религии. «Религия, — пишет он, — даро­вавшая верующим награду вечной жизни, может вплотную столкнуться с тем, что такая жизнь возможна и здесь, на зем­ле, причем без какой-либо помощи или вмешательства со сто­роны Бога». Кто-то даже предположил; что СССР мог бы дос­тичь бессмертия одним из первых, поскольку в той стране значимость религиозных идей серьезно умалялась.